Подростковый возраст характеризуется повышенной конфликтностью, агрессией, неустойчивостью психических процессов и т.д., что влечёт за собой увеличение уровня социально-негативных явлений.
Социально-негативные явления подразделяются на следующие группы:
- Преступные деяния, к ним относятся: кража, мошенничество, грабёж и другие виды преступлений.
- Правонарушения, такие как распитие спиртных напитков в общественных местах, курение, нецензурная брань и т. д.
- Антиобщественные действия, например, хулиганство, вандализм, разжигание межнациональных конфликтов и т.д.
- Аморальные и антисоциальные поступки, например, проституция, наркомания, алкоголизм, игромания и др.
- Социопатии, к которым относятся психопатии, социопатии и прочие аномалии
- Маргинальные явления, к примеру, бродяжничество, попрошайничество, тунеядство и т.п.
- Антисанитарные явления, например, паразитарные заболевания, ВИЧ-инфекция, туберкулёз и др.
- Безнравственные поступки, такие как домогательство, изнасилование, растление.
- Социально-отчуждённые явления, например, преступность женщин, преступность несовершеннолетних.
Профилактика социально-негативных явлений - это деятельность по предупреждению их возникновения и распространения в обществах, группах лиц и отдельных индивидов.
Многогранность социальных проблем и сложность их разрешения делают профилактику социально-негативных явлений весьма трудной задачей.
В качестве основных методов профилактики социально-негативных явлений можно выделить следующие:
- воспитание, направленное на формирование устойчивой нравственной позиции, моральных ценностей и жизненных ориентиров;
- обучение основам здорового образа жизни и формирование ответственного отношения к своему здоровью, а также обучение ОБЖ;
- организация досуга подростков, вовлечение их в спортивные, культурно- развлекательные мероприятия, кружки и секции, способствующие развитию творческих способностей и формированию позитивной социальной активности;
- проведение просветительской работы среди родителей (законных представителей) обучающихся с целью формирования у них системы знаний о сущности и последствиях социально-негативных явлений, о методах и способах профилактики, а также о мерах ответственности за вовлечение детей в противоправную деятельность.
***** ***** *****
Методические рекомендации по вопросам ранней диагностики употребления психоактивных веществ и организации индивидуальной работы с лицами, замеченными в употреблении токсических веществ, для специалистов образовательных организаций.
Методические рекомендации по организации в образовательных организациях индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними, состоящими на учёте в наркопосте, замеченными в употреблении психоактивных веществ либо вовлеченными внезаконный оборот наркотиков (в вопросах-ответах).
Методические рекомендации по работе с детьми, самовольно ушедшими из семей и государственных организаций, и профилактике таких уходов